С 2022 года российская строительная отрасль оказалась под беспрецедентным санкционным давлением. В течение последних 3 лет недружественные государства непрерывно включают все больше застройщиков и подрядчиков в запретительные списки. В частности, в августе 2024 г. попала под санкции и ООО «МРС» - крупный EPC-подрядчик, работающий на стратегических промышленных и инфраструктурных объектах по всей России. В сегодняшней статье разбираем, к каким последствиям это привело, и что компания делает для стабилизации деятельности.
Последствия санкций
«Введенные недружественными странами санкции в совокупности с неблагоприятной конъюнктурой строительного рынка РФ стали большим препятствием для развития нашей компании» - отмечает генеральный директор ООО «МРС».
Действительно, санкции ударили по бизнесу сразу по нескольким направлениям:
Во-первых, ООО «МРС» было вынуждено закрыть филиал в Венгрии ввиду невозможности дальнейшей реализации строительно-монтажных работ на проекте по строительству АЭС «ПАКШ-2». Введенные ограничения перестали позволять компании финансировать собственную деятельность на территории ЕС и создавали существенные правовые риски для партнеров и сотрудников.
Во-вторых, из-за опасений вторичных санкций имеющиеся и потенциальные партнеры в дружественных странах также были вынуждены приостановить сотрудничество с ООО «МРС». Учитывая то, что по ряду важнейших видов оборудования и материалов импортозамещение только набирает обороты, необходимость поиска новых зарубежных поставщиков ставила под угрозу исполнение производственной программы. «Потребовались действительно грандиозные усилия отдела закупок, чтобы найти новые каналы поставок оборудования. При этом сохраняются большие сложности с проведение платежей за товары и услуги» - комментирует генеральный директор ООО «МРС».
Однако помимо прямого эффекта от введенных санкций большим барьером для подрядчика стали внешнее давление на экономику РФ в целом и негибкость заказчиков.
Так, остались за бортом импортные программные продукты цифровизации и проектного моделирования BIM. Россия активно внедряет собственные аналоги (ТИМ), однако переобучение сотрудников, перепрошивка ПО и интеграция с другими отечественными IT-решениями требуют значительных капитальных и временных вложений, оттягивая дефицитные ресурсы с уже идущих строек.
Кроме того, рынок строительных тендеров показал свою негибкость и остался на предложении 30 % авансирования, в то время как поставщики основного оборудования давно работают по 100% предоплате. Сложившаяся ситуация приводит к удорожанию ряда проектов, так как государственная экспертиза проектов была проведена до начала санкционного давления и она не предусматривает данные издержки, что приводит к увеличению сроков строительства объектов. ООО «МРС» прилагает большие усилия для продолжения строек и соблюдения графика реализации проектов.
Кейс Красногороского водоподъемного гидроузла на р. Иртыш
В июле 2022 г. ООО «МРС» приступило к строительству Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Компания понимала, что ей предстоит большой объем работ, т.к. с 2013 г. объект был фактически заброшен без консервации предыдущим подрядчиком.
Компания в кратчайшие сроки мобилизовала технические и кадровые ресурсы и при поддержке Правительства региона достигла существенных успехов в реализации проекта, приложив все усилия для соблюдения сроков. Кроме того, в Омской области был создан полноценный «хаб» с дочерним проектным институтом ООО «РПСС», заключены партнерские соглашения с местными образовательными учреждениями (ФГБОУ СИБАДИ), запущены благотворительные программы.
Однако 2024 г. ознаменовался чередой новых вызовов. К обозначенным ранее отраслевым проблемам прибавилась природная стихия – рекордный весенний паводок на р. Иртыш. Для сдерживания бедствия ООО «МРС» были стянуты ресурсы с других работ, что в тесной кооперации с органами власти и партнерами позволило сохранить целостность объекта. Но «передышка» была недолгой: уже в августе 2024 г. ООО «МРС» и его дочерние предприятия (в т.ч. ООО «РПСС») попали в санкционные списки США и ЕС. Этот недружественный шаг привел к сбою поставок и потере доступа к инновационным зарубежным разработкам для всей компании, что не могло не отразиться и на Красногорском гидроузле.
Что делать?
Как отмечают в руководстве ООО «МРС», лучшая стратегия для преодоления сложившегося кризиса – кооперация всех участников цепочки. Только при лояльности партнеров, поддержке органов власти и понимании сотрудников возможно выработать новые схемы сотрудничества и реализовать стоящие перед отраслью задачи.